Силовые поля «Флюксуса»

19.03.2022

«Флюксус» был назван (если не «основан») в 1961 году Джорджем Мачюнасом (1931-1978), который после войны эмигрировал из Литвы и после нескольких лет обучения в средней школе в Западной Германии приехал в 1948 году в США. Мачюнас утверждал, что нашел название — производное от латинского глагола «fluere» (струиться, течь), ткнув ножом или пальцем в словарь, точно так же, как, по заверениям дадаистов, они нашли свое. Термин «флюксус» в значении «поток» имеет определенную предысторию. Философу V века до н. э. Гераклиту Эфесскому приписываются изречения «все течет, все движется» и «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гегель, подхвативший эту идею, когда разрабатывал свою теорию диалектики, утверждал, что все в природе пребывает в постоянном потоке и что «борьба — отец всему». В начале ХХ века французский философ Анри Бергсон рассматривал естественную эволюцию как процесс постоянного изменения и развития — как «течение». Он также утверждал, что мы воспринимаем мир не мгновение за мгновением, а непрерывно, единым потоком — подобно тому, как слышим музыку. Помимо этих философских коннотаций, Мачюнас напрямую связывал слово «флюксус» с физиологическими процессами телесного очищения и освобождения от экскрементов, а также с процессами молекулярного превращения и химического синтеза.

Движение «Флюксус» возникло в тот решающий момент, когда послевоенные художники начали избавляться от доминирующего влияния американского абстрактного экспрессионизма. В значительной степени этот сдвиг был спровоцирован выходом составленной Робертом Мазеруэллом антологии «Художники и поэты Дада» (1951) , а особенно — лекциями композитора Джона Кейджа (одного из первых и сознательных последователей Марселя Дюшана) в нью-йоркской Новой школе социальных исследований в 1957-1959 годах. Под мощным воздействием кейджевского принципа случайных действий, эстетики повседневности и нового представления о (художественной) субъективности целое поколение отшатнулось от подавляющего авторитета Джекона Поллока в сторону дадаизма в целом и искусства Марселя Дюшана в частности.

Любите путешествовать самолетом? На сайте Авиа произд вы сможете купить необходимые билеты на самолет и подбрать маршрут с минимальным количеством пересадок.

Пожалуй, еще более удивительным, чем программное воскрешение Дада и дюшановских реди-мейдов, было то, что Мачюнас с самого начала связывал проект «Флюксуса» с наследием наиболее радикального крыла советского авангарда — группы «Леф» и производственного движения, едва ли знакомых тогда кому-либо в Европе или США. Однако эта попытка соединить ключевые черты Дада/Дюшана и производственного искусства, самых радикальных авангардных моделей XX века, осознававшая вместе с тем невозможность реализации их исторических целей в настоящем, смогла породить уникальное и парадоксальное сочетание меланхолии и гротескного комизма, отличающее «Флюксус».