Ханс Зедльмайр

30.05.2020

Зедльмайр родился в 1896 году в Хорнштайне, на австро-венгерской границе, но уже в 1906 году его семья переехала в Вену, где юный Ханс и получил классическое образование в гимназии, после чего окончил армейские курсы и отправился на войну. Надо заметить, что и в Первой, и во Второй мировых войнах Зедльмайр принимал непосредственное участие и сражался против нашей страны. По окончании войны, в 22 года он решает продолжить образование и начинает заниматься искусствознанием под руководством знаменитого эстетика, автора книги «История искусства как история духа» Макса Дворжака. Первые работы Зедльмайра посвящены архитектуре, а изданная в 1933 году книга «История градостроительства» помогает ему занять кафедру искусствознания в Венском университете — о значительности этого поста позволяет судить то, что так называемая Венская школа искусствознания была в то время едва ли не самой значительной во всей Европе.

Карьера нашего автора идет в гору, студенты ценят его как прекрасного преподавателя и новатора в науке. Загвоздка в том, что подложкой «новаторства» служили крайне реакционные взгляды: Зедльмайр был не только убежденным католиком, но и членом национал-социалистической партии Австрии. В своем выступлении на открытии Всенемецкого католического дня он говорил о преимуществах «сословного государства», построенного на церковных и национальных началах. Как известно, нацистские взгляды среди ветеранов Первой мировой войны — дело вполне обычное. Во время Второй мировой Зедльмайр дошел до Курска и получил звание капитана, демобилизовался в 1943 году. Несложно догадаться, что ждало его через пару лет: ему запрещают не только преподавать, но и публиковаться. Несмотря на это, Зедльмайр, переживший глубокий духовный кризис, в 1946 году начинает публиковаться под псевдонимами — поскольку он остался без работы, у него было много свободного времени. Именно в этот период он и пишет тексты, вошедшие в книгу «Утрата середины». Они посвящены в основном искусству начала XX века.

Любите азартные игры? Заходите в казино https://vulkan-russiaklub.com/ и зарабатывайте на своем хобби.

Вряд ли будет ошибкой сказать, что в основу концепции Зедльмайра легли его политические взгляды, которые после войны уже никак не получалось ; выражать напрямую. Что такое в его понимание «середина»? Это Третий рейх, это империя, способная (в силу своего культурного превосходства) снять противоречия между Востоком и Западом, объединить и сплотить их. Без этого силового центра ни Европе, ни России не выжить. Подобного рода «середину» Зедльмайр придумывает и для искусства: это некое глубинное измерение духа, связанное с Богом и религией, на протяжении многих веков питавшее западное искусство. Ну а поскольку религия приказала долго жить, мы и получили искусство авангарда. Зедльмайр прямым текстом заявляет, что ему глубоко несимпатичны Дали, Пикассо и иже с ними. В выражениях он не стесняется: «...двепервозданные силы — хаос и смерть. Новая живопись в своем яростном стремлении отбросить все "только-человеческое", впускает эти две силы в искусство <„.> Изображение мира, изуродованного этими силами, и есть именно материал «новой живописи».

«Утрата середины» интересна, в первую очередь, именно этим нестандартным, консервативным взглядом: ведь сейчас даже ребенку понятно, что живопись Дали — самое настоящее искусство безо всяких оговорок. Ну и по поводу утраты духовной «середины» можно заметить, что любая, даже самая авангардная живопись все-таки лучше, чем политика Третьего рейха.