Тканые картины

12.07.2016

Впоследствии он быстро вырабатывает особый композиционный прием, который в известной мере связывает его с общим навыком стиля рококо. Как правило, шпалеры должны были быть высокими полосами коврового тканья, заполняющими промежутки между окнами. Композиция картонов Гойя подчинена обычно этому вертикализму формата. Высокий прямоугольник заполнен фигурами только в нижней своей половине; верхнюю занимает небо - гладкая голубая или сероватая поверхность. Но, связывая нижнюю часть композиции с верхней, как правило, снизу поднимается какое-нибудь дерево, узорно-лиственное или оголенное; его диагональ пересекает верхнюю пустоту, организуя ее своим неожиданным ритмом. Решили сдать металлолом? На вебом сайте компании Reallom вы сможете ознакомиться с ценами и условиями сотрудничества.

В композиции нижних половин своих шпалер Гойя был вполне свободен. Он брал нужные сюжеты, откуда хотел. В них отражена его чисто реалистическая наблюдательность, все то, что его влекло к жизни толпы в Сарагоссе, Мадриде или Риме; и в этом - первая и немалая заслуга художника, дотоле не выполнившего еще ничего, что подлинно привлекало бы наше к нему внимание. Гойя становится знаменательною для истории искусства фигурою только в 30-летнем возрасте. Религиозная живопись позволяла нам говорить об «умеренном рококо», по поводу его шпалерных композиций можно было бы дать такое же определение; однако содержанием рококо Гойя было нечто особое. Если рококо является украшающим, декорационным, нереальным искусством упадочной феодальной аристократии, искусством «галантных празднеств», прославляющим усадьбу и богатое частное жилище, то для Гойя основным содержанием являлись улицы города или толпы в деревне, мотивы работы, нищета, стражники и контрабандисты. То, что дает в своих шпалерах Гойя, мы не найдем в официальном французском рококо, которое было хорошо известно в Испании.