Элемент декоративного убранства

15.06.2016

Они представляют натуру почти в рост, в богатом интерьере с большим количеством нарядных деталей; так, на портрете Изабеллы Любомирской (Национальный музей в Варшаве; 1759) фоном является какая-то таинственная колоннада и стволы деревьев на фоне облачного неба, словно подернутые туманной дымкой. С ними соседствуют богато украшенные детали интерьера переднего плана - роскошное кресло, в котором в обрамлении сверкающего потока шелка и бархата (красная мантия с горностаем, голубое блестящее платье) поместилась изящная, несколько похожая на фарфоровую статуэтку молодая женщина - одна ее рука ласкает левретку, другая перебирает цветы в корзинке на столе. Все это обилие пышных и нарядных деталей создает типичную для барочного портрета атмосферу преизбытка жизненных сил, чувственного наслаждения бытием. В портрете еще сказывается некоторая скованность, жестковатость цвета, но он показывает уже вполне уверенную руку.
Лучшим работам зрелого периода свойственна большая сдержанность, но и большая содержательность образа. В них нет той радостной открытости и звонкости цвета, что в ранних вещах, но появляется мягкость единого, золотистого тона, глушащего резкость локальных цветов и придающего звучность и глубину всему цветовому строю. Большинство лучших портретов 80-90-х годов периода расцвета таланта Баччарелли более скромно в своих внешних аксессуарах, более интимно по духу и ближе стоит к тому новому восприятию человека, которое все сильнее давало себя чувствовать как в литературе, так и в искусстве Европы.
Именно к этой группе можно отнести прекрасный поэтический портрет Лнны Дороты Бирон, герцогини Курляндской, созданный, видимо, в счастливую минуту творческого подъема (Национальный музей в Познани; 80-е годы XVIII в.) «Портрет удивительно мягок и благороден по тону, золотисто-пепельному, со сдержанно звучным акцентом густого синего пятна.